Подведены итоги Всероссийского фольклорного конкурса «Живая традиция-2024», который проходил с 21 по 24 июня 2024 года в городе Москва на базе культурного центра гостиницы «Славянка».
Конкурс проводился в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 августа 2023 года № 649 «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2023/24 учебный год», пункт 152 «Всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества «Хоровод традиций-2024».
Организатор Конкурса — Автономная некоммерческая организация по работе с талантливыми и одаренными детьми «ИНСАЙТ».
Информация о номинациях, требованиях и критериях Всероссийского фольклорного конкурса «Живая традиция — 2024»
Конкурс проводится по номинациям:
солисты (индивидуальные исполнители):
- вокалисты — народное пение (частушки, страдания, припевки, куплеты, песни литературного происхождения, песни периода различных исторических эпох и событий, самодеятельные песни, колыбельные песни и т.п.);
- сказители (исполнители сказок, былин, пословиц, поговорок, загадок, потешек, афоризмов и пр.);
- исследователи народной культуры (авторы исследовательских работ в области этнографии, краеведения);
- юные мастера декоративно — прикладного творчества (традиционные народные игрушки, авторские и сюжетные игрушки);
- инструменталисты – исполнители на музыкальных инструментах народов России;
- солисты – танцоры.
Коллективы:
- фольклорные коллективы (календарные обряды, массовые песни, народные игры, ряженье, сценки и интермедии, народная драма, раек, кукольный театр, вертеп);
- ансамбли народной (оркестровой) музыки;
- ансамбли народного танца.
Требования, предъявляемые к конкурсным материалам
Солисты (индивидуальные исполнители) вокалисты, сказители, исследователи народной культуры, инструменталисты, танцоры) представляют программу продолжительностью до 10-15 минут, включающую разнохарактерные произведения (песенные, игровые, устный, театральный фольклор и др.), основанные на региональном, традиционном, стилизованном, современном материале.
Юные мастера декоративно-прикладного творчества представляют работы в двух частях:
- практическая часть конкурсной работы — участник представляет 2-3 изделия (традиционные народные игрушки, авторские и сюжетные игрушки, изделия народных промыслов России);
- теоретическая часть конкурсной работы должна содержать информацию об изготовлении изделия, об истории происхождения и практической значимости конкурсной игрушки; включать: титульный лист, краткую аннотацию — описание работы (цель, задачи, ожидаемый результат, практическая значимость изделия, историческая справка, выводы, используемая литература); должна быть выполнена на листах формата А4 в печатном виде, шрифт 14, интервал одинарный. Теоретическая часть работы не должна превышать 5 печатных страниц; приложение — не более 5 страниц.
Материал может быть представлен в виде: исследовательской работы, проекта, презентации или видеофильма, на основе театрализации или художественного рассказа об истории, традициях в изготовлении игрушек.
На титульном листе указываются: название работы, полностью фамилия, имя автора; регион, область, полное название образовательной организации, класс; фамилия, имя, отчество педагога.
На заочный этап Конкурса участники присылают фотографии творческих работ.
Фольклорные коллективы, ансамбли народной (оркестровой) музыки, ансамбли народного танца представляют программу продолжительностью до 20 минут, состоящую из образцов старинного и современного песенного, игрового и танцевального фольклора.
Критерии оценки участников Всероссийского фольклорного конкурса «Живая традиция»
В номинации «Солисты» (индивидуальные исполнители, вокалисты, сказители, исследователи народной культуры, инструменталисты, танцоры):
- соответствие репертуара тематике Конкурса, возрасту и вокальным возможностям участника;
- умение создать яркий исполнительский образ в произведениях конкурсной программы;
- чистота интонирования и выразительность исполнения (музыкального, устного фольклора);
- умение раскрыть глубину содержания и жизненного назначения разнообразных в жанровом отношении образцов песенного фольклора;
- знание и воспроизведение диалектных, музыкально-стилевых особенностей, традиций народной культуры избранного региона;
- эстетическая культура представления конкурсной работы;
- культура костюма и сценического поведения исполнителя;
- умение представить конкурсную работу и защитить ее перед жюри.
В номинации «Юные мастера декоративно-прикладного творчества»:
- художественный вкус, оригинальность, знание и сохранение национальных традиций;
- умелое сочетание традиций и новаторства в изготовлении работ;
- творческий подход в выполнении конкурсных работ;
- фантазия и изобретательность в использовании материалов в конкурсных изделиях; применение новых технологий и материалов, нетрадиционное применение известных материалов; владение выбранной техникой;
- выразительность национального колорита работы;
- эстетическое оформление работы;
- умение представить свою работу и защитить ее перед жюри.
В номинации «Фольклорные коллективы, ансамбли народной (оркестровой) музыки, ансамбли народного танца»:
- представление песенно-танцевальных традиций конкретного региона в исторически достоверном воплощении с учетом диалектных и стилевых особенностей, либо с учетом современной стилизации;
- знание культурного контекста представляемого материала (ситуация, атрибутика, жизненное предназначение) и умение воссоздать естественные формы и живую атмосферу обрядово-праздничного действа;
- владение навыками импровизации в воссоздании явлений традиционной культуры;
- комплексный подход к представлению различных жанров народной культуры (знание разнообразия обычаев и обрядов, форм и жанров народной культуры; наличие опыта общения с носителями фольклорных традиций; соответствие костюмов и предметов быта традициям избранного региона, возрасту исполнителей);
- культура костюма и сценического поведения исполнителей;
- творческое участие коллективов в досуговых формах общения детей и подростков, умение организовать традиционные игры, совместное пение, танцы.