Подведены итоги Всероссийского фольклорного конкурса «Живая традиция-2024»

Подведены итоги Всероссийского фольклорного конкурса «Живая традиция-2024», который проходил с 21 по 24 июня 2024 года в городе Москва на базе культурного центра гостиницы «Славянка».

Конкурс проводился в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 августа 2023 года № 649 «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2023/24 учебный год», пункт 152 «Всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества «Хоровод традиций-2024».
Организатор Конкурса — Автономная некоммерческая организация по работе с талантливыми и одаренными детьми «ИНСАЙТ».

Приказ об итогах Конкурса

Информация о номинациях, требованиях и критериях Всероссийского фольклорного конкурса «Живая традиция — 2024»

Конкурс проводится по номинациям:

солисты (индивидуальные исполнители):

  • вокалисты — народное пение (частушки, страдания, припевки, куплеты, песни литературного происхождения, песни периода различных исторических эпох и событий, самодеятельные песни, колыбельные песни и т.п.);
  • сказители (исполнители сказок, былин, пословиц, поговорок, загадок, потешек, афоризмов и пр.);
  • исследователи народной культуры (авторы исследовательских работ в области этнографии, краеведения);
  • юные мастера декоративно — прикладного творчества (традиционные народные игрушки, авторские и сюжетные игрушки);
  • инструменталисты – исполнители на музыкальных инструментах народов России;
  • солисты – танцоры.

Коллективы:

  • фольклорные коллективы (календарные обряды, массовые песни, народные игры, ряженье, сценки и интермедии, народная драма, раек, кукольный театр, вертеп);
  • ансамбли народной (оркестровой) музыки;
  • ансамбли народного танца.

Требования, предъявляемые к конкурсным материалам

Солисты (индивидуальные исполнители) вокалисты, сказители, исследователи народной культуры, инструменталисты, танцоры) представляют программу продолжительностью до 10-15 минут, включающую разнохарактерные произведения (песенные, игровые, устный, театральный фольклор и др.), основанные на региональном, традиционном, стилизованном, современном материале.

Юные мастера декоративно-прикладного творчества представляют работы в двух частях:

  • практическая часть конкурсной работы — участник представляет 2-3 изделия (традиционные народные игрушки, авторские и сюжетные игрушки, изделия народных промыслов России);
  • теоретическая часть конкурсной работы должна содержать информацию об изготовлении изделия, об истории происхождения и практической значимости конкурсной игрушки; включать: титульный лист, краткую аннотацию — описание работы (цель, задачи, ожидаемый результат, практическая значимость изделия, историческая справка, выводы, используемая литература); должна быть выполнена на листах формата А4 в печатном виде, шрифт 14, интервал одинарный. Теоретическая часть работы не должна превышать 5 печатных страниц; приложение — не более 5 страниц.

Материал может быть представлен в виде: исследовательской работы, проекта, презентации или видеофильма, на основе театрализации или художественного рассказа об истории, традициях в изготовлении игрушек.

На титульном листе указываются: название работы, полностью фамилия, имя автора; регион, область, полное название образовательной организации, класс; фамилия, имя, отчество педагога.

На заочный этап Конкурса участники присылают фотографии творческих работ.

Фольклорные коллективы, ансамбли народной (оркестровой) музыки, ансамбли народного танца представляют программу продолжительностью до 20 минут, состоящую из образцов старинного и современного песенного, игрового и танцевального фольклора.

Критерии оценки участников Всероссийского фольклорного конкурса «Живая традиция»

В номинации «Солисты» (индивидуальные исполнители, вокалисты, сказители, исследователи народной культуры, инструменталисты, танцоры):

  • соответствие репертуара тематике Конкурса, возрасту и вокальным возможностям участника;
  • умение создать яркий исполнительский образ в произведениях конкурсной программы;
  • чистота интонирования и выразительность исполнения (музыкального, устного фольклора);
  • умение раскрыть глубину содержания и жизненного назначения разнообразных в жанровом отношении образцов песенного фольклора;
  • знание и воспроизведение диалектных, музыкально-стилевых особенностей, традиций народной культуры избранного региона;
  • эстетическая культура представления конкурсной работы;
  • культура костюма и сценического поведения исполнителя;
  • умение представить конкурсную работу и защитить ее перед жюри.

В номинации «Юные мастера декоративно-прикладного творчества»:

  • художественный вкус, оригинальность, знание и сохранение национальных традиций;
  • умелое сочетание традиций и новаторства в изготовлении работ;
  • творческий подход в выполнении конкурсных работ;
  • фантазия и изобретательность в использовании материалов в конкурсных изделиях; применение новых технологий и материалов, нетрадиционное применение известных материалов; владение выбранной техникой;
  • выразительность национального колорита работы;
  • эстетическое оформление работы;
  • умение представить свою работу и защитить ее перед жюри.

В номинации «Фольклорные коллективы, ансамбли народной (оркестровой) музыки, ансамбли народного танца»:

  • представление песенно-танцевальных традиций конкретного региона в исторически достоверном воплощении с учетом диалектных и стилевых особенностей, либо с учетом современной стилизации;
  • знание культурного контекста представляемого материала (ситуация, атрибутика, жизненное предназначение) и умение воссоздать естественные формы и живую атмосферу обрядово-праздничного действа;
  • владение навыками импровизации в воссоздании явлений традиционной культуры;
  • комплексный подход к представлению различных жанров народной культуры (знание разнообразия обычаев и обрядов, форм и жанров народной культуры; наличие опыта общения с носителями фольклорных традиций; соответствие костюмов и предметов быта традициям избранного региона, возрасту исполнителей);
  • культура костюма и сценического поведения исполнителей;
  • творческое участие коллективов в досуговых формах общения детей и подростков, умение организовать традиционные игры, совместное пение, танцы.